На наш взгляд, из всех лидеров Белого движения именно фигура Колчака до сих пор вызывает наиболее ожесточенные споры среди тех, кто хоть как-то интересуется историей или пытается разобраться в событиях прошлого (констатируем, что как это ни парадоксально, с развитием Интернета и доступностью в электронном виде значительного объема источников и литературы, число таких людей неуклонно сокращается). О причинах подобного отношения к Колчаку мы сейчас говорить не будем. Отметим лишь, что ситуация с увековечением его памяти, описанная в статье, опубликованной в «Посеве» семь лет назад[i], за это время практически не изменилась: ни в худшую, ни в лучшую сторону[ii]. Государство это тема не интересует, оно занято другими вопросами. Для большинства населения фигура Колчака стала чем-то совершенно абстрактным. Все-таки с момента выхода печальной памяти фильма «Адмиралъ» прошло уже 16 лет, а именно кино по-прежнему является «важнейшим из искусств» для «широких народных масс». Дискуссии на тему, кого Колчак лично повесил, будучи британским шпионом, либо же обсуждение его «святости» практически полностью перешли в Интернет. Впрочем, и там они, в основном, остаются уделом определенного, достаточно узкого круга любителей самовыражаться (для немалой части которых гаджеты и компьютер стали некими симулякрами реальной жизни).
Одной из давних и достаточно распространенных форм увековечения памяти о выдающихся людях и об исторических событиях являются почтовые марки, а также целые и цельные вещи[1]*. Несмотря на то, что традиционную «бумажную» почту активно вытесняет почта электронная и другие новинки технического прогресса, почтовая марка по-прежнему остается «визитной карточкой страны» и предметом коллекционирования.
В год полуторавекового юбилея адмирала Колчака хотелось бы рассказать о «колчакиане». До «ленинианы» (общепринятое название одной из областей тематической филателии, посвященной жизни и деятельности В.И. Ульянова (Ленина) или связанной с ним) ей, конечно, очень и очень далеко (прежде всего, по объему выпущенного материала), но из всех белых вождей, пожалуй, именно Верховному Правителю России посвящено наибольшее количество филателистической продукции. Впрочем, расскажем мы и о непочтовых марках (не являющихся знаками почтовой оплаты и не относящихся к филателии, но также представляющих коллекционный интерес).
Начнем с непочтовых марок, так как именно на них впервые появился портрет Колчака. Причем произошло это еще при его жизни, во время Гражданской войны. В 1919 году по заказу командования Вооруженных сил Юга России была отпечатана серия из семи агитационных марок (на шести размещены портреты вождей Белого движения, на седьмой — батальная сцена периода Русско-японской войны 1904–1905 годов). На двух марках помещено изображение А.В. Колчака (помимо него в серии присутствуют портреты генералов Л.Г. Корнилова, М.В. Алексеева, А.И. Деникина и В.З. Май-Маевского). Стилистически «генеральская» серия (как ее называют коллекционеры) напоминает знаменитую серию, выпущенную в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. Но большое количество орфографических ошибок (на одной из марок, посвященных Колчаку, ошибка допущена в написании его фамилии) позволяет предположить, что марки печатались за границей (там же часто размещались заказы на банкноты, использовавшиеся на территориях, подконтрольных антибольшевистским правительствам). К сожалению, информации об авторе рисунка марок, а также заказчике и издателе серии, равно как и о ее тираже и месте печати, на данный момент, не имеется[iii].
Около тридцати лет спустя портрет Колчака появился на непочтовой марке, выпущенной Российским общенациональным народно-державным движением (РОНДД) — ультраправой политической организацией, основанной в 1948 году и объединявшей в том числе участников Русского Освободительного (Власовского) Движения. Ее главой был Е.Н. Арцюк (более известный под псевдонимом Евгений Державин)[iv]. Помимо многочисленной агитационной литературы и периодических изданий известны марки «Почты Патриотического фонда РОНДД». Блок состоит из четырех беззубцовых марок, каждая номиналом 50 пфеннигов[v], с портретами адмирала А.В. Колчака и генералов Л.Г. Корнилова, П.Н. Врангеля и А.А. Власова. В верхней части листа надпись: «1918 – 1946 Кровь погибших зовет нас на подвиг»; в нижней — «Белая борьба — освободительное движение». Сохранившиеся в архиве Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына марки погашены календарным штемпелем: «Служба связи РОНДД за рубежом № 1» с датой «30.VIII.48». Скорее всего, конверт, марки и штемпель либо изначально предназначались для коллекционеров (а также использовались как агитационный материал), либо могли использоваться для доставки внутренней корреспонденции членами движения по аналогии с «Разведческой почтой», организованной в лагерях Ди-Пи после Второй мировой войны[vi]. Думается, что все-таки наиболее вероятной можно признать первую версию происхождения данной непочтовой целой вещи.
Понятно, что в СССР речи о каком-либо увековечении памяти Колчака идти не могло. Но после распада Советского Союза появилось огромное количество филателистического материала на самые разные темы, бывшие ранее запретными. Не был обойден вниманием и А.В. Колчак. Правда, в серии официально выпущенных маркированных конвертов «Полярные архипелаги России», выходившей во второй половине 1990-х годов, конверт, посвященный ему, не вышел (хотя подобные предложения обсуждались). Но различных частных, так называемых «сувенирных» выпусков, начиная от надпечаток на советских стандартных марках и вплоть до откровенных поделок (например, с надписью «Кубань» или напечатанных от имени некоего «Министерства морской & бутылочной почты»), выходило и выходит великое множество. Останавливаться на них мы не будем. Заметим лишь, что в отличие от «сувенирной макулатуры», конверты и почтовые карточки, выход которых был приурочен к различным экспедициям, проведенным по маршрутам Колчака, прошедшие почту, с поставленными на них непосредственно в Арктике служебными печатями или каше[2]*, несомненно, представляют интерес для коллекционеров.
Официально Почта России впервые почтила память адмирала Колчака в 2014 году. Тогда УФПС г. Москвы — филиал ФГУП «Почта России» при поддержке межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» в честь 140-летия адмирала выпустило две немаркированные почтовые карточки, посвященные А.В. Колчаку (тираж каждой из них составил 1000 экземпляров). Это знаменательное событие состоялось, прежде всего, благодаря усилиям председателя правления Союза московских филателистов, члена Совета Ассоциации полярников А.А. Горяинова. Ранее он не раз организовывал выпуск неофициальных конвертов и почтовых карточек, посвященных Колчаку, а в юбилейный год удалось пройти все формальности, изыскать средства и издать официальные почтовые карточки с логотипом Почты России. Отметим, что это был разгар «борьбы с “колчаковщиной”», которую вели (и, увы, продолжают вести, пусть и с чуть меньшим накалом) различные деструктивные элементы, благодаря «усилиям» которых (на что, увы, «повелись» городские власти) потерпел фиаско (надеемся, что временное) проект установки мемориальной доски в Санкт-Петербурге на доме, в котором жил Колчак.
Одна из карточек, выпущенных в 2014 году, посвящена Колчаку как арктическому исследователю. Основой ее оформления стала работа московской художницы В.В. Владимировой «Колчак-полярный и яхта “Заря”». На другой карточке помещена фотография эсминца «Пограничник», которым А.В. Колчак командовал в 1913–1914 годах. Для рисунка штемпеля использован портрет Колчака в чине полного адмирала, который он получил в 1918 году, при вступлении в должность Верховного Правителя России.
Десять лет спустя, в 2024 году, к 150-летию со дня рождения Колчака, вышла еще одна официальная почтовая карточка с его портретом (на сей раз маркированная). Инициатором ее выпуска стало Русское географическое общество (отметим, что в постсоветский период в этой организации, членом которой Колчак был с 1906 году, к его памяти всегда относились с уважением). На наш взгляд, карточка получилась не очень удачной — за основу рисунка взята не самая узнаваемая фотография Колчака, несколько странным смотрится обозначение «Географические проекты» для серии карточек, посвященных выдающимся личностям. Но тем не менее факт выхода такой карточки можно лишь приветствовать. Это еще один, пусть и небольшой, шаг к признанию заслуг А.В. Колчака на официальном уровне.
Перейдем, наконец, к рассказу о «базовом элементе» филателии — почтовых марках. На сегодняшний день существует два государственных выпуска знаков почтовой оплаты, посвященных Колчаку. Это марки… Чада (2010) и Эритреи (2013). Почтовый блок, выпущенный в Чаде, посвящен полярным исследователям. «Соседом» Колчака оказался выдающийся советский ученый О.Ю. Шмидт, а рядом с почтовой миниатюрой, на которой изображена яхта «Заря», расположена марка с изображением парохода «Челюскин» (на обеих «пиратски» воспроизведены работы известного художника-мариниста Е.В. Войшвилло (1907–1993)). На двух блоках, изданных в Эритрее, основной акцент сделан на военных страницах биографии Колчака. Интересно, что дизайнеры выпусков обеих стран использовали (среди всех элементов оформления, собранных на просторах Интернета) портрет А.В. Колчака работы Р.В. Былинской, опубликованный в пятом выпуске альманаха «Белая Гвардия», посвященном Белому движению на Востоке России и увидевшем свет в издательстве «Посев» в 2001 году. Объективно говоря, «колчаковские» марки африканских стран являются примером спекулятивного выпуска[vii], так как очевидно, что они рассчитаны прежде всего на коллекционеров. Но тем не менее, появление образа Колчака на подобного рода марках тоже можно приветствовать, так как это своеобразное признание его заслуг на международном уровне и свидетельство определенной популярности как исторического персонажа.
Остается надеяться, что рано или поздно почтовые марки, посвященные Александру Васильевичу Колчаку, будут выпущены и в России — стране, служению которой он посвятил всю свою жизнь.
[1]* Целая вещь — конверт, карточка или сложенный соответствующим образом лист бумаги, прошедшие почту, с марками или без них… и сохранившиеся в оригинальном виде. Цельная вещь — принятое в филателии название, объединяющее различные объекты филателистического коллекционирования: почтовые конверты и карточки, листы почтовой бумаги, всевозможные формуляры и бланки, другие виды почтовой документации, на которой напечатаны знаки почтовой оплаты (или тексты их заменяющие) (Большой филателистический словарь. М., 1988. С. 290).
[2]* Каше — оттиск штемпеля непочтового характера, наносимый на почтовые отправления в рекламных или декоративных целях.
[i] Кузнецов Н. Россия бредит Колчаком? // Посев. 2017. № 1. С. 16–21.
[ii] Из положительного можно отметить выход в свет фундаментального двухтомного сборника документов, посвященных А.В. Колчаку, подготовленного Росархивом (А.В. Колчак, 1874–1920: сборник документов: в 2-х томах. Т. 1. А.В. Колчак: от кадета до флотоводца, 1874–1918. Т. 2. Верховный правитель России, 1918–1920. СПб.: БЛИЦ, 2021). Подр. см.: Кузнецов Н. Нерукотворный памятник адмиралу А.В. Колчаку // Посев. 2022. № 2. С. 58–60. Была предпринята и еще одна попытка поставить памятник Колчаку. В мае 2020 г. предприниматель Тагир Ибрагимов установил бюст адмирала около одного из торговых центров в башкирском городе Стерлитамак. Но уже через несколько дней бюст был под покровом ночи вывезен с частной территории, принадлежащей Т. Ибрагимову, в неизвестном направлении. По сообщениям СМИ, инициатором этого акта вандализма выступила мэрия города и какие-то местные депутаты, желавшие попиариться на скандале, возникшем «на ровном месте».
[iii] Подр. см.: Мясковский И. «Генеральская» серия // Филателия. 2009. № 2. С. 50–51.
[iv] Подр. см.: Окороков А.В. Русская эмиграция. Политические, военно-политические и воинские организации 1920–1990 гг. М., 2003. С. 206; Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917–1988 гг.). СПб., 2008. С. 345–350.
[v] Наименование денежной единицы не указано, но, скорее всего, речь идет именно о пфеннигах, т. к. центр РОНДД располагался в Мюнхене.
[vi] Подр. см.: Полчанинов Р.В. Заметки коллекционера. Лондон, 1988. С. 193–209.
[vii] Одним из критериев спекулятивного выпуска является частое издание «модных» марок в районах с малым почтовым обращением (Граллерт В., Грушке В. Филателистический словарь. М., 1977. С. 31).